Главная »  НОВОСТИ »  Проект программы Форума ENES 2016 "Энергоэффективность, развитие энергетики и международное сотрудничество"

[Версия для печати]

Проект программы Форума ENES 2016                               11.10.16

"Энергоэффективность, развитие энергетики и международное сотрудничество"

Пленарные заседания Пленарное заседание - открытие
Энергоэффективность и развитие энергетики в России: вызовы и ответы

Сегодня вопросы повышения энергоэффективности экономики и развития энергетики играют все более важную роль в повышении конкурентоспособности России. В дополнение к технологическим, макроэкономическим и социальным вызовам отмечается рост требовательности и квалификации граждан, как потребителей услуг ТЭК. Какие инициативы бюджетного сектора, бизнеса и научной сферы могут стать ответами в 2018-2025 гг. на эти вызовы? Как применение инновационных технологий может повлиять на улучшение качества жизни и одновременно на снижение энергоемкости экономики? Насколько готова система управлением повышением энергетической эффективности в стране к возобновлению роста национальной экономики и объема инвестиций?

Пленарные заседания Пленарное заседание - открытие

Совместными усилиями городов - лидеров к устойчивому развитию и инновациям

По данным Всемирного банка уже сейчас 53% населения земного шара проживает в городах, при этом 18% - в городах-миллионниках. Для России - это 75% и 17% соответственно.

Города являются драйверами мирового экономического роста, однако, растущее благосостояние и климатические изменения придают темам энергосбережения и устойчивого развития особую актуальность. Какова роль городов в глобальной энергетической повестке, и можно ли рассчитывать на их совместные усилия в сфере энергоэффективности и внедрения инновационных технологий? Насколько оправдана стратегия поэтапного внедрения передовых технологий в городах-лидерах с последующим их распространением на всю страну? Каких инициатив в сфере устойчивого развития ждать от российских городов в среднесрочной перспективе?

О ходе подготовки субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период 2016-2017 гг.

Совещание посвящено тематике подготовки электроэнергетической инфраструктуры к надежной работе в осеннее-зимний период 2016-2017 гг. Участниками данного совещания станут руководители профильных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также крупнейших электроэнергетических компаний России.

Диагностика и мониторинг оборудования как основа системы управления производственными активами в текущих условиях

Развитая система управления производственными активами (СУПА) в электросетевых компаниях - важнейший элемент обеспечения надежности электросетевого комплекса. Актуальным направлением развития СУПА в настоящее время является внедрение автоматизированных систем диагностического мониторинга для целей оценки технического состояния производственных активов.

В рамках встречи главных инженеров с участием регулятора отрасли будут рассмотрены: имеющийся опыт внедрения систем диагностического мониторинга для повышения эффективности СУПА, методики оценки и прогнозирования технического состояния оборудования, опыт применения индексов технического состояния, а также будет дана оценка перспективам дальнейшей информатизации и внедрения технологий индустриального интернета для решения задач управления активами, а также необходимым для этого изменениям в структуре отраслевой нормативно-технической документации.

В условиях быстрого роста городского населения, прироста городского фонда недвижимости создаются условия для повышения нагрузки на городскую инфраструктуру. Не смотря на то, что система централизованного теплоснабжения российских городов, сформированная в советский период, одна из самых эффективных в мире, модернизация тепло-сетевых активов содержит в себе огромный потенциал энергосбережения. В последние годы, российские города проводят масштабную модернизацию и выводят из эксплуатации технологически и морально устаревшее оборудование. Действенным решением повышения эффективности работы городских систем теплоснабжения может стать погодное регулирование в жилищном и бюджетном секторе.

В рамках встречи будут рассмотрены вопросы повышения энергетической эффективности систем тепло- и водоснабжения.

Международные прогнозы развития энергетики: научно-обоснованные расчеты или программируемые сценарии?

По мере глобализации экономики прогнозы международных организаций и экспертов в области развития энергетики и повышения энергоэффективности оказывают все более существенное влияние на рынки энергоресурсов, отраслевого оборудования, сопутствующих услуг.

Как формируются и кем верифицируются такие прогнозы? Отражают ли индексы доверия профессионального сообщества реальное положение дел? Содержат ли такие прогнозы научно-обоснованные расчеты или же сценарии, в реализации которых заинтересованы различные группы влияния? Что могут сделать ученые и эксперты для повышения качества прогнозов и их независимости?

Устойчивое энергоснабжение и развитие Азиатско-Тихоокеанского региона

Развитие энергетики - один из важнейших вопросов развития всего Азиатско

  • Тихооканского региона (АТР). Энергетика - основа экономического роста и социального благосостояния, ключевой инструмент искоренения бедности в регионе, но она также является и одним из ключевых факторов изменения климата.

Сегодня более 400 млн. жителей АТР не обладают доступом к электроэнергии и около 2 млрд. человек используют твердые виды топлива для приготовления пищи. На долю региона также приходится более половины общемирового объема выбросов парниковых газов. Прогресс, достигнутый в обеспечении устойчивого энергоснабжения, включая меры по переходу на возобновляемые источники энергии и повышению энергоэффективности при использовании традиционных видов топлива, в странах АТР является неравномерным.

Необходимы коллективные действия и развитие международного сотрудничества для того, чтобы успешные результаты одних стран региона могли быть воспроизведены в других, а также были реализованы совместные трансграничные инициативы в сфере энергетического партнерства.

Панельная дискуссия

Новый этап развития ВИЭ в России

Пройден первый этап развития возобновляемой энергетики в России. Успешно прошли отборы проектов поставки мощности от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), достигнуты первые результаты - возобновляемая энергетика включена в Единую энергетическую систему страны. В солнечной энергетике создан полный производственный цикл, уровень локализации достигает 70% и более. Развитие сотрудничества в научно- технической сфере между ведущими НТЦ России и Европы позволили создать новые технологии в сфере ВИЭ, востребованные как в РФ, так и за рубежом.

Что дальше - продолжать прикладывать усилия к комплексному развитию отрасли ВИЭ или сосредоточиться на солнечной и ветроэнергетике как наиболее успешной? Какое место ВИЭ будут занимать в энергобалансе России после 2024 года? И на что можно рассчитывать при формировании энергетической стратегии России до 2035 года? Является ли переориентация производственных мощностей возобновляемой энергетики России на внешние рынки единственной возможностью дальнейшего развития?

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ 2.0. ПЕРЕЗАГРУЗКА. КАК?

В декабре 2015 года было принято Парижское Соглашение (ПС), направленное на значительное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и выработки странами стратегий низкоуглеродного развития. Российская Федерация, являющаяся Стороной Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), подписала ПС 22 апреля 2016 года в числе 175 стран - Сторон РКИК ООН. На настоящий момент ПС ратифицировано 75 Сторонами РКИК, на долю которых в совокупности приходится более 55% глобальных выбросов парниковых газов и вступает в силу с 4 ноября 2016 года. Россия не ратифицировала ПС и остается наблюдателем Соглашения.

Внешние факторы, а также необходимость выполнения Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 по сокращению энергоемкости ВВП России на 40% к 2020 году по отношению с показателями 2007 года, повлияли на пересмотр Правительством Российской Федерации направления осуществляемой государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики.

Так, по результатам анализа, Правительством Российской Федерации был дан ряд соответствующих поручений, направленных на осуществление «перезагрузки» государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности, в рамках которой должны быть определены наиболее продуктивные с точки зрения снижения энергоемкости и сокращения выбросов парниковых газов направления деятельности, а также механизмы их реализации.

С чего начать? Какие механизмы реализации обновленной государственной политики следует определить? Каковы барьеры в реализации политики повышения энергетической эффективности? Какие механизмы стимулирования повышения энергетической эффективности необходимо использовать («кнут/пряник»)? Распространение опыта успешных проектов в сфере повышения энергетической эффективности - механизмы?

Энергоэффективность и устойчивое развитие городов Заседание

Круглый стол Мэров российских и зарубежных городов по вопросам повышения энергоэффективности и устойчивого развития городов

В ходе круглого стола планируется обсудить возможности городов, как локомотивов внедрения инновационных энергоэффективных технологий, новые инициативы и планы, организацию обмена опытом в области внедрения энергоэффективных технологий теплоснабжения, строительства домов с повышенным стандартами энергосбережения, внедрение архитектурно-художественной подсветки и светодиодного освещения, вопрос обеспечения горячей водой населения без отключения в летний период, реализацию идеи по широкому применению возобновляемых источников энергии в городском пространстве и развитию экологичного транспорта, умных городских услуг.

По итогам обсуждения ожидается подписание участниками Круглого стола декларации о поддержке инициативы в области повышения энергоэффективности и устойчивого развития городов, а также соответствующей дорожной карты.

Реформирование энергоаудита: экономия средств и интеграция в бизнес- процессы потребителей энергоресурсов

В соответствии с Федеральным законом ФЗ-261 большое количество потребителей были обязаны пройти энергоаудит в форме обязательного энергетического обследования до 1 января 2012 года и в последующем проводить его каждые пять лет.

Проведенный анализ практики и результатов аудита показал его низкую эффективность, на его основе Минэнерго России подготовлена и реализуется концепция реформирования энергоаудита.

Первым шагом реформы стала замена обязательного энергетического обследования на подачу энергодекларации об объеме потребления энергоресурсов для большинства бюджетных учреждений, и привлечение общественности для контроля за обоснованностью расходования бюджетных средств на проведение энергетического ревизий. В связи с наступлением сроков проведения обязательного энергетического аудита во многих компаниях - крупных потребителях энергоресурсов вопрос о планируемых изменениях в системе энергоаудита вновь становится актуальным.

Каким способом государство планирует повысить эффективность энергоаудита для крупнейших компаний и не приведет ли это к повышению стоимости его проведения? Есть ли возможность оптимизировать затраты на энергоаудит без снижения его эффективности?

Панельная дискуссия Капитальная энергоэффективность

За последние 2 года, благодаря программе капитального ремонта, реновацию прошли десятки тысяч домов, что улучшило качество жизни сотен тысяч людей по всей территории Российской Федерации. Совершенствование программы является одним из приоритетных направлений развития жилищно-коммунального хозяйства, поэтому Минстроем России разрабатываются и внедряются меры, позволяющие сделать капитальный ремонт максимально технологичным и эффективным. Все эти положения легли в основу инициативы о проведении мероприятий по повышению энергетической эффективности в рамках реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, способных кратно увеличить эффективность реновации жилищного фонда. Минстрой России разработал проект постановления Правительства о предоставлении финансовой поддержки на проведение энергоэффективного капитального ремонта. Комплексный подход к выполнению работ, нормативная база, а также инструменты по софинансированию - меры, использование которых экономически и технически оправдано при модернизации ремонтируемых домов, что в конечном счете позволит сократить затраты граждан на коммунальные ресурсы, снизив их потребление.

Сколько средств можно сэкономить, используя такие механизмы? Какие методы стимуляции нужно использовать для более масштабной реализации стратегии энергоэффективного капитального ремонта?

Энергоэффективные и экологически чистые транспортные системы мегаполисов

Сегодня около 30% населения России проживает в 15 крупнейших городах- миллионниках и в 22 урбанизированных агломерациях. Развитие транспорта и транспортных систем является важнейшей задачей устойчивого развития городов. Для жителей мегаполисов все более актуальными становятся не только вопросы комфортного перемещения в городской среде, но и экологической безопасности. Автомобильный транспорт в крупных городах является причиной выбросов в атмосферу до 70% вредных веществ от общего объема и создает основную нагрузку на транспортные системы города.

Что сегодня могут предложить городские власти жителям мегаполисов в качестве альтернативы традиционным видам транспорта? Какие виды энергоэффективного и экологически чистого транспорта необходимо развивать, какая для этого потребуется инфраструктура? Какие изменения необходимы в нормативно-правовой среде для внедрения передовых технологий развития городских транспортных систем? Какие инициативы российских городов-лидеров в среднесрочной перспективе позволят ускорить распространение энергоэффективного и экологически чистого транспорта в России?

Энергоэффективность и комфорт - потенциал городских систем теплоснабжения

В российских городах сегодня проживает 75% населения страны. Надежное и качественное теплоснабжение городов России, большая часть которых в зимний период находятся в суровых климатических условиях, является стратегически важной государственной задачей. В условиях быстрого роста городского населения, к системам централизованного теплоснабжения и снабжения горячей водой в городах России со стороны потребителей все больше предъявляются требований по обеспечению энергетической эффективности и комфорта.

Сформированная еще в советский период система обеспечения городов теплом и горячей водой, содержит в себе огромный потенциал повышения энергетической    эффективности. Внедрение современных энергоэффективных технологий, подтвердивших свою эффективность сегодня должны стать стандартом для городов - лидеров, опыт которых позволит ускорить распространение таких положительных практик и будет способствовать устойчивому развитию городов России.

Каков будет эффект для городской системы теплоснабжения и для потребителей тепловой энергии при внедрении оборудования погодного регулирования в жилищном и бюджетном секторе? Какие технические решения сегодня могут обеспечить бесперебойную подачу горячей воды для жителей многоквартирных жилых домов в городах во время профилактики централизованных систем теплоснабжения? Как при снабжении теплом и горячей водой обеспечить комфорт жителям городов России?

Новое качество освещения - лучшие инвестиции в качество жизни в городах

Переход на энергоэффективное освещение во многих российских и зарубежных городах позволил не только снизить потребление энергоресурсов, но и повысить безопасность и создать на улицах городов качественно новую и привлекательную для граждан световую среду. Значительный социальный эффект и относительно невысокая стоимость капитальных вложений делает инвестирование в модернизацию систем освещения одним из самых привлекательных направлений развития коммунальной инфраструктуры и бюджетного сектора.

Какие инициативы готовы представить города-лидеры в области модернизации системы городского освещения? Какой результат будет достигнут в рамках международного сотрудничества российских и зарубежных городов в сфере энергоэффективного освещения? Кто является ключевыми союзниками городов в реализации данных инициатив?

Повышение энергоэффективности зданий: планы городов-лидеров

Расходы на содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры формируют значительную часть бюджетных расходов, а оплата коммунальных, услуг в свою очередь, составляет значительную долю расходов граждан, проживающих в многоквартирных домах. Одна из главных составляющих этих расходов - расходы на отопление. Зарубежные и российские города добились значительного прогресса на пути к широкому внедрению энергосберегающих технологий в теплоснабжении и освещении и за счет повышения энергоэффективности зданий существенно сократили бюджетные расходы, повысили уровень комфорта в квартирах граждан и продолжают ставить перед собой амбициозные цели. Каковы инициативы городов-лидеров в области строительства новых энергоэффективных домов и капитального ремонта существующих зданий? Какое распространение могут получить такие инициативы в период 2018­2025 гг.? Какое влияние использование энергосберегающих технологий окажет на бюджетные расходы и жилищное строительство? Какие меры регулирования и государственной поддержки могли бы помочь городам в достижении положительного результата? Какие еще технологии и практики имеют потенциал для повышения энергоэффективности зданий?

От инновационных технологий к стратегии развития удаленных и малонаселенных поселений

Более чем в 120 тыс. населенных пунктов Российской Федерации проживает не более 200 жителей. Обеспечение данной категории граждан качественной образовательной, медицинской, телекоммуникационной, энергетической, почтовой, банковской и иной инфраструктурой одна из приоритетных задач Правительства Российской Федерации. Решение данной проблемы затрагивает интересы свыше 10 млн. человек в нашей стране и по своему потенциалу способно стать одним из приоритетных национальных проектов.

На сегодняшний день существует ряд инновационных технологий в таких направлениях, как телемедицина, дистанционное образование, альтернативные способы транспортировки, автономное энергоснабжение, почтовое и банковское обслуживание с использованием информационных технологий, которые в рамках реализации комплексного подхода на межведомственном уровне могли бы позволить решить данную задачу.

Развитие региональной ИТ - инфраструктуры как ключевой фактор повышение энергоэффективности и качества жизни малых поселений

Повышение качества жизни, развитие социальной инфраструктуры малых поселений и повышение их энергоэффективности невозможны без высокой степени автоматизации, роботизации и информатизации таких услуг, как телемедицина, дистанционное образование, предоставление государственных услуг в электронном виде, беспилотный транспорт, и требуют наличия качественной связи, а также применения высокотехнологичного оборудования. По последним статистическим данным, более 10 миллионов жителей России живут в территориально удаленных малонаселенных поселениях. Вопрос обеспечения жителей таких поселений современной социальной и информационной инфраструктурой является одной из приоритетных задач регионального развития. Какие инновационные решения применяются в России и в мире? Каков план действий органов государственной власти федерального уровня, субъектов Российской Федерации, телекоммуникационных компаний для воплощения в жизнь социально значимых проектов с применением высокотехнологичных решений?

Инновационная логистическая стратегия обеспечения малых и удаленных поселений

Качественное транспортное сообщение имеет ключевое значение для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, снижения совокупных издержек общества, расширения рынка труда и сбыта, а также повышения качества жизни в целом по стране.

Российская Федерация занимает 1-ое место в мире по размерам территории и 181-ое по плотности населения. Данные факторы затрудняют организацию транспортного сообщения, а также осложняют эксплуатацию и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в ряде регионов. На сегодняшний день приблизительно в 40 тыс. населенных пунктах России отсутствует регулярное транспортное сообщение. В большинстве удаленных регионов подвижной состав и инфраструктура значительно изношены, перевозки осуществляются с недопустимо низкими скоростями. Помимо этого низкая плотность населения приводит к отсутствию окупаемости затрат на развитие и содержание инфраструктуры за счет тарифной выручки компаний и как следствие требует субсидирования инфраструктурных услуг федеральным и/или региональным правительством. Применение современных технических решений и альтернативных способов доставки с учетом особенностей и потребностей конкретного региона могло бы задать новый стандарт качества организации транспортного сообщения. Возможна ли в российских условиях организация доставки товаров первой необходимости в малые и удаленные населенные пункты за счет альтернативных способов транспортировки, таких как беспилотные

Существуют ли отечественные технологии для организации альтернативных способов транспортировки людей и грузов, не требующие строительства и содержания капитальных дорог? Могут ли инфраструктурные компании стать заказчиками для подобных инновационных решений?

Автономные гибридные системы энергоснабжения для малонаселенных и удаленных поселений

Одной из ключевых задач государственной политики в сфере электросетевого хозяйства является долгосрочное обеспечение населения надежным и качественным энергоснабжением. Законом об электроэнергетике определены требования по подключению всех жителей к электрическим сетям. По статистике в России находится около 120 тысяч небольших населенных пунктов где проживает до 200 человек. Причем расположены они не только на отдаленных территориях Урала, Сибири, Дальнего Востока. Деревни, в которых сегодня проживает не больше 50 человек, встречаются и в Центральной части России. Данные населенные пункты обеспечиваются необходимой инфраструктурой, в том числе и электросетевой, которая безусловно необходима, но требует огромных затрат на ее создание и содержание. Кроме того, в силу незначительной величины энергопотребления подобных поселений, в электросетях, снабжающих такие населенные пункты формируются большие потери электроэнергии, что значительно ухудшает экономические показатели электросетевых компаний и в конечном итоге приводит к росту тарифов на электроэнергию для потребителей.

В этой связи назрели вопросы формирования новых подходов энергообеспечения подобных населенных пунктов:

С учетом специфики России может ли комбинирование возобновляемых источников энергии: накопителя (аккумуляторов) и дизель-генератора, образующее в комплексе одну гибридную систему энергоснабжения, стать экономически обоснованной альтернативой существующей модели энергоснабжения для удаленных и изолированных потребителей малой мощности? Существуют ли подобные отечественные разработки и технологии, которые смогут обеспечить стабильность и надежность энергоснабжения малого населенного пункта? Какая доработка нормативно- правовой базы, как на федеральном, так и на региональном уровне необходима для развития локальной генерации на основе гибридных энергосистем? Какие лучшие практики и международный опыт энергообеспечения малых населенных пунктов применимы для России?

Всероссийское совещание по вопросам популяризации энергосберегающего образа жизни и развития ТЭК

Вопросы информационной открытости ТЭК и популяризации применения современных энергоэффективных технологий во всех сферах экономики приобретают все большее и большее значение. Благодаря объединению усилий молодежи, общественных организаций, федеральных и региональных ведомств, крупнейших компаний, администраций вузов и СМИ прошел первый Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче, идея проведения которого родилась в рамках форума ENES 2015, и мероприятия которые были организованы в рамках Фестивали прошли по всей стране и привлекли внимание широких слоев населения. В ходе совещания предполагается подведение итогов соответствующей деятельности органов региональной власти и компаний в 2016 году, выявить лучшие примеры для тиражирования и обсудить задачи на 2017 год. Участие в данном совещании примут представители Минэнерго России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Росмолодежи, ВЦИОМ, региональных органов исполнительной власти, энергетических компаний, общественных организаций и СМИ.


Дата публикации: 26 октября, 2016 [16:29]
Дата изменения: 26 октября, 2016 [16:52]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.